Проделки природы в кино


На этой неделе в мировой прокат вышел фильм «Навстречу шторму», главные герои которого не столько люди, сколько разрушительные торнадо, сметающие все на своем пути. То есть, люди, конечно, тоже есть, но куда более завораживающими оказываются именно природные явления: есть что-то демонически красивое в размножающихся смерчах. Неудивительно, что несмотря на смертельную опасность, людям хочется подобраться к ним поближе.

К выходу картины КиноПедия вспоминает самые захватывающие и удивительные проявления матушки-природы в кино — цунами, штормы, извержения вулканов и даже град из акул.

«Птицы», режиссер Альфред Хичкок, 1963


Необъяснимое нападение сотен птиц на людей — явление хоть и не самое правдоподобное, зато вполне себе природное. Триллер Хичкока убедительно показывает пернатых дьявольскими существами, один вид которых внушает ужас. Сцена с нападением зловещих пташек на детей до сих пор стоит перед глазами у тех, кто когда-либо смотрел эту ленту. Сейчас спецэффекты с птицами выглядят местами наивно: привыкший к компьютерной графике зритель легко различит комбинированные кадры, чучел и прочие уловки, к которым пришлось прибегнуть Хичкоку, чтобы создать впечатляющие кадры. Говорят, что птиц даже поили виски и привязывали леской за лапы: интересно, позволили бы защитники животных такое в XXI веке? В любом случае, страшно даже представить, что бы сделал Хичкок, будь в его распоряжении современные технологии.

«Смерч», режиссер Ян де Бонт, 1996


Исследователи гоняются за смерчами в Оклахоме, чтобы протестировать новую систему изучения торнадо. Но у них есть конкуренты, причем куда более обеспеченные и со своим оборудованием для сбора данных. Охота за смерчем превращается в ожесточенную и опасную «гонку вооружений». На фоне летают коровы, машины и дома, а главные герои, супружеская пара на пороге развода, бесконечно выясняют отношения. Казалось бы, есть все составляющие для впечатляющего фильма-катастрофы, но картина Яна де Бонта стала катастрофой еще на этапе производства: бюджет пришлось увеличить из-за досъемок, Ян де Бонт был невыносим, операторская группа покинула площадку через пять недель, а некоторые члены съемочной группы даже получили травмы. Зато смерчи удались — и это главное достоинство фильма. Из-за того, что погода не благоволила кинематографистам, темные облака и грозовые тучи пришлось рисовать на постпродакшне. Зато получились они так хорошо, что картину номинировали на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

«Пик Данте», режиссер Роджер Дональдсон, 1997


Вулканолог в исполнении Пирса Броснана приезжает в городок с романтичным и символичным названием Пик Данте, чтобы изучить спящий вулкан. Вот только последний уже выспался и готовится сладко зевнуть, изрыгнув лаву. Извержение угрожает жизни обитателей городка, их нужно как можно скорее эвакуировать, понимает ученый. «Пик Данте» — настоящая мелодрама на фоне природной катастрофы, для которой сентиментальные зрители должны основательно запастись платочками. Но самое главное — убедительные кадры, снятые как во время реального извержения настоящего вулкана, так и созданные при помощи декораций и компьютерной графики. Столбы пепла, грязевые потоки, спасающиеся в самый последний момент люди и собачки — как тут не расплакаться!

«Идеальный шторм», режиссер Вольфганг Петерсен, 2000


Еще один номинант на «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты», «Идеальный шторм» рассказывает историю шести моряков, вышедших на рыбный промысел и столкнувшихся с ураганом «Грейс». Отвесные стены гигантских волн, тонны воды, обрушивающиеся на судно главных героев, попытки маневра — реальные события, положенные в основу фильма, приправлены солидной щепоткой драматичных сцен бушующей стихии. Неизвестно, так ли было все на самом деле: следов трагедии 1991 года почти не осталось. Но в историю кино «Идеальный шторм» вошел как один из самых впечатляющих фильмов о разъяренном море.

«Послезавтра» (2004) и «2012» (2009), режиссер Роланд Эммерих


«Послезавтра» — идеальный фильм-катастрофа для тех, кто не может определиться, какие именно природные катаклизмы им по душе — ливни, потопы, торнадо или еще что-нибудь. Хотя большая часть картины посвящена все-таки глобальному понижению температуры: зима не просто близко, она поглотила Северное полушарие целиком и надолго, укрыв снегом Нью-Йоркские небоскребы и статую Свободы. Главная страшилка об изменении климата на планете оживает с пугающей даже для 2004 года реалистичностью и по сей день вселяет ужас в тех, кто волнуется об озоновом слое и таянии ледников. На «Послезавтра» Эммерих не остановился и снял «2012», сконцентрировавшись на землетрясениях, извержениях вулканов и цунами. Можно смотреть подряд: лед и пламя отлично дополняют друг друга.

«Землетрясение», режиссер Фэн Сяоган, 2010


В 1976 году в Тяншане произошло землетрясение, одно из самых разрушительных в истории. Трагедия унесла, по разным данным, от 240 до 800 тысяч жизней. Именно эта катастрофа лежит в основе китайского фильма: подземные толчки уничтожают мирную жизнь буквально за секунды, дома превращаются в груды обломков и пыли, одновременно рушатся жизни и семьи. В центре сюжета – мать и двое ее детей, погребенных под завалами. Спасти можно только одного, и с трудом женщина делает выбор в пользу сына, обрекая себя на жизнь с чувством вины. Однако ее дочь остается в живых, и спустя годы им предстоит встретиться. «Землетрясение» демонстрировался в том числе и в формате IMAX и стал кассовым хитом на родине.

«Невозможное», режиссер Хуан Антонио Байона, 2012


«Невозможному» удается действительно почти невозможное — показать на экране мощное цунами так, что зрители ощущают себя не в кресле кинотеатра, а рядом с героями Юэна МакГрегора и Наоми Уоттс. Еще секунду назад они беззаботно играли с детьми у бассейна, а сейчас их сносит огромный поток грязной воды, грозя перемолоть в фарш вместе с пальмами, обломками домов и машин. Тот факт, что история основана на реальных событиях, когда во время цунами на побережье Таиланда в 2004 году погибло множество людей, а другие, как и герои фильма, потеряли связь с близкими, заставляет вжаться в кресло еще сильнее. Справедливости ради, именно первая часть фильма, в которой показано буйство стихии, оставляет самые яркие впечатления.

«Жизнь Пи», режиссер Энг Ли, 2013


«Жизнь Пи» — гимн природе, причем как разрушительной ее силе, так и созидательной. От шторма, с которого начинаются злоключения юного Пи, до ядовитого острова с сурикатами, от звездного неба и ярких закатов до стай летучих рыб — каждый кадр поражает воображение. Должна ли природа быть агрессивной, чтобы восхищать нас с экрана? Совсем необязательно, доказывают Пи, Энг Ли и специалисты по визуальным эффектам. Она даже не должна быть реальной: почти все «природные» явления созданы при помощи компьютерной графики, включая одного из главных персонажей — тигра Ричарда Паркера. Графика уже давно обуздала любые стихии.

«Акулий торнадо», режиссер Энтони Си Ферранто, 2013


Наводнение и водяные смерчи с акулами, обрушившиеся на Лос-Анджелес? Серьезно? Фильм категории «Б» с дешевой компьютерной графикой и донельзя идиотским сюжетом, стал настоящей бомбой на американском телевидении. Он настолько плох, что от его просмотра получаешь особого рода удовольствие, за которое даже не стыдно. Шлепающиеся на мостовые акулы, заглатывающие по пути людей, Йен Зиринг, вырезающий себя бензопилой из брюха рыбины: какое счастье, что иногда люди все же оказываются изобретательнее, чем природа. И это всего лишь кино. У которого, правда, уже есть сиквел и триквел.

Дата добавления: 02.08.2014 | Теги: фильмы-катастрофы, природа