Как создавалось «Превосходство»


По случаю недавнего выхода фильма «Превосходство», КиноПедия рассказывает о том, как создавался дебютный режиссерский проект оператора Уолли Пфистера.

Почти весь прошлый год оператор Уолли Пфистер держал голливудских журналистов в не меньшем напряжении, чем его давний друг и соратник Кристофер Нолан. Кинематографист решил дебютировать в режиссуре с научно-фантастическим триллером «Превосходство», вокруг которого интрига слоилась не менее плотно, чем у именитых коллег вроде Джей Джей Абрамса.

Как говорит сам Пфистер, таинственность возникла не по причине какого-то грандиозного сюжетного поворота, а из-за умеренного идеализма постановщика-новичка, считающего, что в интернет и так попадает слишком большое количество подробностей, нивелирующих интерес к будущему фильму.



Со времен работы над первым нолановским хитом о Бэтмене на Уолли густо сыпались похвалы критиков. Он придал новому блокбастерному кино приглушенно-матовый облик, уведя его в сторону от аляповатости Майкла Бэя или комиксов предыдущих лет. За работу над фантастическим триллером «Начало» Пфистер был удостоен премии «Оскар» и опередил тем самым такого признанного гения операторского мастерства, как Роджер Дикинс.

Однако долгое время он думал о том, чтобы проверить свои способности не только в выискивании идеального сочетания цвета и тени, но и в том, чтобы самостоятельно рассказать заинтересовавшую историю: «Я давно хотел что-нибудь поставить, искал разные проекты и прочел кое-какие сценарии. „Превосходство“ сильно меня задело. Интереснее всего показались его оригинальность и волнующая тематика. К тому же, когда я был пацаном, я читал научно-фантастические романы Артура Кларка, Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова и Фрэнка Герберта».



Герой «Превосходства» — доктор Уилл Кастер (Джонни Депп), специализирующийся на проблеме искусственного интеллекта и уже немало в том преуспевший. Созданное им детище — суперкомпьютер PINN, пока еще не обладающий человеческим эмоциональным спектром, но способный подключаться к любой доступной информационной среде. Внешне Уилл похож на типичного ученого в его голливудском изводе — погруженный в себя меланхолик, вечно занятый на работе и грезящий о светлом технологичном будущем. Всю практическую часть берет на себя заботливая жена гения Эвелин (Ребекка Холл), обеспечивающая любимому комфортный быт и устраивающая презентации для потенциальных инвесторов. Одно из таких выступлений проходит на фоне цепи покушений, ответственность за которые берет на себя радикальная группировка неолуддитов, пытающаяся предотвратить распространение искусственного разума. Кастер тоже оказывается в перекрестье их прицела. Пуля, выпущенная радикалом, лишь задевает Уилла, но тем самым заражает тело радиоактивными частицами, постепенно убивающими физическую оболочку этого гиганта нейронауки. Единственный выход для Эвелин — при помощи жестких дисков PINN загрузить сознание любимого в интернет и дать Кастеру доступ ко всем хранилищам данных на свете, что открывает для цифровой проекции супруга невиданные возможности.

Автором амбициозного сценария является Джек Паглен, который, несмотря на то что это его первый реализованный проект, много сотрудничает с голливудскими студиями. Идею ему подкинула Энни Мартер. Увлекшись вопросом стремительно развивающегося технического прогресса и возможного появления искусственного интеллекта, продюсер рекомендовала Джеку написать какую-нибудь историю на подобную тему. Посоветовавшись с женой, занимающейся научными исследованиями («Она мое секретное оружие», — смеется Паглен), сценарист приступил к созданию «Превосходства».



Получившийся результат настолько понравился Мартер, что она немедленно занялась поиском финансирования под потенциальный научно-фантастический фильм. Примкнувшие к разработке Кейт Коэн и Мариса Полвино из компании Straight Up Films вызвались вести переговоры с Уолли и передали ему сценарий. Заинтересованность Пфистера помогла привлечь к продюсированию Кристофера Нолана и Эмму Томас, в результате чего «Превосходство», успевшее попасть в «Черный список» лучших неспродюсированных проектов, довольно быстро обрело конкретные сроки производства — зима 2013-го.

До этого Пфистер вовсю консультировался с несколькими учеными (в их числе Хосе Кармена и Мишель Махарбиз из Беркли, а также нейробиолог Кристоф Кох), внимательно проверившими (совещание длилось непрерывные десять часов) текст Паглена на достоверность и актуальность. «Я спросил ученых и профессоров: что если можно действительно сотворить то, что мы сделали в фильме — загрузить каждый нейрон, каждый синапс, каждую частицу деятельности человеческого мозга и положить на жесткий диск? Будут ли они содержать человеческие эмоции? Все они ответили: „Да, если вы вбираете все сознание, то тогда оно будет содержать и формулу человеческой эмоции. Теоретически возможность человеческих чувств имеет место“. Но все ли будет так, как должно быть? Может ли материал меняться? Может ли он поддаваться анализу? Вот о чем мы спорили. То есть если мы берем материал из человеческого мозга, кладем его в компьютер и передаем подобно фильму или песне, то может ли человек, ответственный за процесс, решать, каким будет материал? Может ли он его изменить? Это ведь не просто цифровая копия, здесь есть пространство для потенциальной ошибки, есть возможность того, что кое-что пойдет совсем не так».



Следуя их поправкам, Уолли, также перелопативший множество материалов, посвященных нейронаучной деятельности, лично переделывал последние версии сценария: «Я многое изучил по теме, хоть и дилетант в этом, ведь я все же оператор, а не ученый, но сценарий Джека Паглена меня увлек. Здесь такие вещи — часть удовольствия от процесса».

Другой закономерный вопрос: кто теперь устережет самих сторожей? Иными словами, как маститому оператору найти себе подходящую замену на тот фильм, где он сам бы мог передать ответственность за визуальное обрамление чужому человеку? Выбор пал на 43-летнего Джесса Холла («Типа крутые легавые»): «Мы были знакомы, — рассказывает Пфистер, — но вместе не работали. Мне нужен был оператор, чьи работы я ценил. Я видел фильм, который он снял. Это было „Возвращение в Брайдсхед“. Мне понравилась в нем естественная манера освещения. Это то, с чем я мог бы иметь дело, и тот стиль, который мне казался верным. Он не снял огромного количества фильмов, а я как раз хотел кого-то незатасканного, с независимым духом, способного работать быстро».



В бытность свою начинающим оператором Уолли начинал с работы в теленовостях, а после много занимался не только большим кино, но и многочисленными рекламными роликами. В 2012-м Пол МакКартни пригласил его снять видео на песню «My Valentine». На площадке Пфистер разговорился с участвовавшим в клипе Джонни Деппом и поведал звезде «Пиратов Карибского моря» о намечающемся режиссерском дебюте. Все это настолько увлекло актера, что он через агента неожиданно выдвинул свою кандидатуру на главную роль в «Превосходстве», задав готовящемуся проекту значительный масштаб: «Джонни привносит в образ неоспоримые тепло и обаяние. Он отличный собеседник, и работать с ним — одно удовольствие», — восхищается артистом режиссер.

Еще до старта производства Пфистер и Холл много сотрудничали с художником-постановщиком Крисом Сигерсом, создавшим для команды все нужные концептуальные наработки, затем курировавшим их воплощение и уже после завершения всех полевых работ в тандеме с мастером визуальных эффектов Нэйтаном МакГиннессом пытавшимся привести внешний облик картины к идеальному результату.



Съемки проходили в Лос-Анджелесе, в котором действие набирает ход, и в Нью-Мексико, где разворачивается основная часть сюжета. В первой локации группа пробыла месяц, на вторую, подразумевавшую определенное количество экшн-сцен, было отведено в два раза больше. Там снимались как натурные эпизоды, так и интерьерные. Низкие потолки и тянущиеся вдаль коробки коридоров студии I-25, расположенной в Альбукерке, идеально вписались в технологически продвинутый мир «Превосходства».

В этом месте по указанию Пфистера расположился сервисный центр, контролируемый Уиллом Кастером. Под его сводами он собирает армию людей будущего — физически обновленных, работящих и бесконечно преданных виртуальному повелителю. «Сложнее всего было придумать, как должен присутствовать на экране Джонни. Сначала я подумал представить его в виде голограммы, но понял, что такое уже использовалось множество раз. Мы понимали, что он предстает отображением самого себя исключительно ради жены. Иных причин для этого не было, ведь машина может принимать любую визуальную форму. Вот почему в компьютере мы видим именно Джонни Деппа в добром здравии. Мне еще кажется, что частично это его попытка вернуться обратно».



Выход был найден в оптических трюках, вдохновленных творчеством классика видеоарта Билла Виолы. Депп присутствовал на площадке и отыгрывал свою роль в затемненном помещении, а формирующееся изображение одновременно проецировалось перед Ребеккой Холл, утвержденной на роль Эвелин Кастер. Таким образом, удалось подойти к взаимодействию актеров гораздо эмоционально насыщеннее, чем если бы игра главной звезды записывалась задним числом при помощи зеленого экрана.

На поверхности же штаб-квартиру искусственного разума окружает вымышленный городок Брайтвуд, в чьей роли выступает вполне всамделишный Белен, на несколько недель оккупированный кинематографистами (местные жители тоже охотно примкнули к съемочному процессу). Тут строились здания, устанавливались зеленые экраны, фиксировалось операторское оборудование.



В соседнем Рио-Пуэрко (там же до того проходили съемки «Одинокого рейнджера») команда Сигерса возвела целое поле из фиктивных солнечных батарей (реальная солнечная плантация была небезопасной из-за пиротехнических трюков), придавшее дополнительную внушительность кульминационным сценам. Всего было создано 75 световых элементов, чье число увеличили на стадии постпродакшна.

В решении снять подчеркнуто старомодную фантастику Пфистер, во время переделки сценария вдохновлявшийся «Космической одиссеей» и «Зеленым сойлентом», оказался необычайно последователен. В разгар бушующих дискуссий о гибели пленочного кино дорогостоящее «Превосходство» снималось на 35 миллиметров: «Мой опыт показывает, что пленка — это надежность. Но важнее всего, что технология столетней давности имеет более высокое разрешение и качество изображения, чем цифровые камеры, используемые в массе современных фильмов».
Дата добавления: 16.07.2014 | Теги: компьютеры, Искусственный разум, фантастика