Компьютеры-злодеи на экране
«Превосходство» Уолли Пфистера, в котором герой Джонни Деппа, ученый Уилл, работая над совершенствованием суперкомпьютера PINN, становится жертвой экстремистов из группировки R.I.F.T. (Revolutionary Independence from Technology), выступающих против подобных исследований и опасающихся возможностей искусственного разума. Однако они добиваются совершенно противоположного. Чтобы сохранить мозг умирающего мужа, Эвелин (Ребекка Холл), подключает его к компьютеру, используя микросхемы PINN. Уилл получает неограниченные возможности для применения своего ума. «Превосходство» показывает работу не искусственного интеллекта, но человека, лишенного своего тела и оказавшегося в компьютере. «Превосходство», таким образом, переворачивает классический сюжет об искусственном интеллекте и его угрозе чуть ли не с ног на голову. В ожидании выхода фильма КиноПедия вспомнил традиционные картины о тех компьютерах, которые не помогали человеку, а наоборот, пытались его уничтожить. Кажется, именно этими фильмами вдохновлялись ребята из R.I.F.T.. «Альфа 60», «Альфавиль», режиссер Жан-Люк Годар, 1965 Наверное, самая эстетская из всего списка лента, фантастический неонуар с красивыми девушками и неоновыми огнями вывесок. Поработившая людей компьютерная система избавила жителей Альфавиля от всех человеческих эмоций и индивидуальности. Действительно, так справляться с населением гораздо проще. Люди ничего о себе не знают, холодно исполняют предписанные им функции и, кажется, вполне довольны. От скрипучего голоса «Альфа 60» мурашки бегут по коже, хотя и к нему обитатели этого странного места привыкли. Но подобное существование противоречит природе, и тирании компьютера придет конец. HAL 9000, «2001 год: Космическая одиссея», режиссер Стэнли Кубрик, 1968 Споры о том, считать ли HAL 9000 злодеем, не прекращаются. С одной стороны, на его совести несколько человеческих жизней, с другой — ему были даны определенные инструкции, которые он был обязан исполнить, и миссия в итоге достигла пункта назначения. Однако, несмотря на то, злодей он или нет, HAL все равно остается едва ли не самым ярким и самым ужасающим виртуальным персонажем в истории кино, способным испытывать страх, молить о пощаде и петь своим компьютерным голосом предсмертную песенку. «Колосс», «Колосс: Проект Форбина», режиссер Джозеф Сарджент, 1970 Сомневаться в дьявольской сущности этого суперкомпьютера, контролирующего оборонный комплекс США, не приходится. Он крайне самостоятелен, не знает жалости и лихо шантажирует власти, создав альянс с советским коллегой, таким же военным суперкомпьютером. Сдружившись, «Колосс» и «Страж» угрожают ядерной войной и планируют подчинить себе весь мир. Однако финальная фраза «Колосса» проливает свет на истоки его безумной жажды власти: он хочет не просто уважения и восхищения от простых смертных, но и любви. Впрочем, простые смертные и сам создатель «Колосса» вряд ли смогут полюбить жестокую машину. Главный компьютер, «Бегство Логана», режиссер Майкл Андерсон, 1976 Сложно однозначно сказать, является ли злодеем компьютер, много лет назад запрограммированный на конкретную линию поведения. В фильме по роману Уильяма Нолана и Джорджа Клейтона Джонсона человечество живет в защищенных резервациях, так как поверхность Земли заражена радиацией после ядерной войны. Из-за перенаселения всем обитателям резерваций положено жить не больше 30 лет, после чего их под четким контролем компьютера отправляют в утиль. Однако может ли машина представить, что угрозы заражения больше нет, а значит, нет и необходимости контролировать численность населения, можно спокойно выпустить людей дышать свежим воздухом на руинах цивилизации? Тут явно какая-то недоработка программистов. «Протей IV», «Потомство демона», режиссер Дональд Кэммелл, 1977 Пожалуй, это один из самых нестандартных носителей искусственного интеллекта в этом списке. Компьютер «Протей IV», в отличие от его собратьев, не так уж интересуют власть и уничтожение человечества. Все, чего он хочет, — это потомство от Сюзан, героини Джули Кристи, которую «Протей» похищает и насильно оплодотворяет при помощи синтетической спермы. Ее дитя будет обладать сверхчеловеческими способностями «Протея», но не будет созданием из плоти и крови, а именно об этом, о человеческом воплощении, мечтает искусственный разум. «Протей» был разработан с целью помочь в поисках лекарства от рака и для других научных изысканий, но на деле превратил жизнь своего создателя и его жены в кошмар. «Тупос», «Звездный инспектор», режиссеры Марк Ковалев и Владимир Полин, 1980 В этой наивной советской фантастической картине на роботов смахивают основные персонажи, причем те, которые как раз-таки избежали влияния созданного корпорацией «Майнхаус» искусственного интеллекта. Цели и планы этого виртуального мозга, представленного как красно-синие разводы на пленке, остаются туманными, но он обладает способностью контролировать сознание находящихся поблизости космонавтов, если только они не защитились «эффектом Орлова». И еще, кажется, хочет поработить Вселенную. Что довольно сомнительно, учитывая, что вулканоподобная субстанция уничтожается одним лишь выстрелом из лазерной пушки. Master Computer Program, «Трон», режиссер Стивен Лисбергер, 1982 В «Троне» кинематографисты решили пофантазировать о том, что творится внутри компьютера, и этот мир представили в крайне мрачных тонах. Логично, что население ЭВМ подчиняется жесткой иерархии, но то, что видит главный герой в исполнении Джеффа Бриджеса, скорее походит на тоталитарное государство. Ему приходится сразиться с MCP, или Master Computer Program — искусственным интеллектом, разработанным корпорацией Encom и ставшим диктатором в этом виртуальном мире. MCP, устав от скучной офисной жизни, выходит из-под контроля и жаждет власти, в том числе и над оборонным комплексом США, не гнушаясь грязными методами шантажа. «Трон» интересен не только сюжетом, но и огромным по тем временам количеством компьютерной графики и спецэффектов, а также целым рядом киноцитат и «пасхальных яиц». Суперкомпьютер, «Супермен 3», режиссер Ричард Лестер, 1983 «Супермен 3» снискал славу едва ли не самого слабого фильма о человеке из стали. Однако в любой неудачной картине можно найти оригинальные находки, и в ленте Ричарда Лестера изюминкой является как раз злодей-суперкомпьютер, который не только умеет создавать чистый криптонит, но и, обретая самостоятельность, готов крушить и убивать, защищаясь от собственного создателя. Машине удается обратить героиню в киборга-убийцу, но Супермен, конечно, знает, как обезвредить даже такую сверхсильную ЭВМ. Ключ к успеху? Любовь к химии. «Скайнет», франшиза о Терминаторе, 1984 — н. в. Некогда суперкомпьютер, система «Скайнет» обретает волю и может считаться одним из самых злодейских примеров искусственного интеллекта. Ее электричеством не корми, а только дай перебить все человечество, которое, как считает «Скайнет», угрожает ее существованию. Совсем как HAL 9000, она скорее уничтожит людей, чем даст себя отключить. В войне за собственное выживание все средства хороши. Ядерная война, которую «Скайнет» развязывает между США и СССР, расчистит дорогу, а армия роботов довершит начатое дело. Вот только не совсем понятно, что же система будет делать, когда ни одного человека на планете не останется. Почивать на лаврах? В любом случае за борьбой людей и «Скайнет» зрители наблюдают вот уже 30 лет и четыре картины подряд. А на подходе пятый фильм франшизы, в котором все начнется сначала. Главный компьютер, трилогия «Матрица», режиссеры Энди и Лана Вачовски, 1999—2003 «Матрица» вывела борьбу людей и машин на принципиально новый уровень, объединив философскую систему, множество культурных отсылок, многомиллионные экшн-сцены и спецэффекты, каких раньше не было на экране. В «Матрице» силы противоборствующих сторон изначально не были равны, а война с компьютером уже давно (и несколько раз) проиграна человечеством, которое стало генерирующим энергию биоматериалом и проводит всю свою жизнь в виртуальном мире, принимая его за реальность. Победить систему невозможно, все ходы давно запрограммированы, как и рождение Избранного. Можно лишь определиться с собственным выбором — жить в комфортном мире Матрицы или среди живых людей, а также добиться перезагрузки системы. «Красная королева», «Обитель зла», режиссер Пол У. С. Андерсон, 2002 Как и некоторые ее коллеги, «Красная королева» не то чтобы вредная по натуре, она лишь следует заложенным в нее командам. И если в исследовательском подземном комплексе вдруг развелись зомби, то их нужно изолировать и уничтожить. А вот на тех, кто не заражен смертельным вирусом и пытается выжить, спасаясь от монстров, «Королеве» наплевать. Сострадание и отзывчивость в ее коде, кажется, не прописаны. Очков ее статусу злодейки прибавляет свойство появляться в виде маленькой девочки, от которой кровь стынет в жилах. ВИКИ, «Я, робот», режиссер Алекс Пройас, 2004 ВИКИ контролирует всю сеть компании US Robotics, то есть управляет роботами нового поколения, которые стали неотъемлемой частью жизни обычных американцев в недалеком 2035 году. Система ВИКИ уверена, что обезопасить людей от самих себя можно, только если принудительно ограничить их свободу. Во имя этой цели искусственный интеллект готов пожертвовать несколькими несогласными и напустить на них армию воинственных роботов. Конечно, героям удается обезвредить чрезмерно заботливую ВИКИ, однако от сюжета все равно не по себе. А вдруг и правда за роботами будущее? |
|
Дата добавления: 08.07.2014 | Теги: |