
Компьютеры-злодеи на экране
«Превосходство» Уолли Пфистера, в котором герой Джонни Деппа, ученый Уилл, работая над совершенствованием суперкомпьютера PINN, становится жертвой экстремистов из группировки R.I.F.T. (Revolutionary Independence from Technology), выступающих против подобных исследований и опасающихся возможностей искусственного разума. Однако они добиваются совершенно противоположного. Чтобы сохранить мозг умирающего мужа, Эвелин (Ребекка Холл), подключает его к компьютеру, используя микросхемы PINN. Уилл получает неограниченные возможности для применения своего ума. «Превосходство» показывает работу не искусственного интеллекта, но человека, лишенного своего тела и оказавшегося в компьютере. «Превосходство», таким образом, переворачивает классический сюжет об искусственном интеллекте и его угрозе чуть ли не с ног на голову. В ожидании выхода фильма КиноПедия вспомнил традиционные картины о тех компьютерах, которые не помогали человеку, а наоборот, пытались его уничтожить. Кажется, именно этими фильмами вдохновлялись ребята из R.I.F.T.. «Альфа 60», «Альфавиль», режиссер Жан-Люк Годар, 1965 ![]() Наверное, самая эстетская из всего списка лента, фантастический неонуар с красивыми девушками и неоновыми огнями вывесок. Поработившая людей компьютерная система избавила жителей Альфавиля от всех человеческих эмоций и индивидуальности. Действительно, так справляться с населением гораздо проще. Люди ничего о себе не знают, холодно исполняют предписанные им функции и, кажется, вполне довольны. От скрипучего голоса «Альфа 60» мурашки бегут по коже, хотя и к нему обитатели этого странного места привыкли. Но подобное существование противоречит природе, и тирании компьютера придет конец. HAL 9000, «2001 год: Космическая одиссея», режиссер Стэнли Кубрик, 1968 ![]() Споры о том, считать ли HAL 9000 злодеем, не прекращаются. С одной стороны, на его совести несколько человеческих жизней, с другой — ему были даны определенные инструкции, которые он был обязан исполнить, и миссия в итоге достигла пункта назначения. Однако, несмотря на то, злодей он или нет, HAL все равно остается едва ли не самым ярким и самым ужасающим виртуальным персонажем в истории кино, способным испытывать страх, молить о пощаде и петь своим компьютерным голосом предсмертную песенку. «Колосс», «Колосс: Проект Форбина», режиссер Джозеф Сарджент, 1970 ![]() Сомневаться в дьявольской сущности этого суперкомпьютера, контролирующего оборонный комплекс США, не приходится. Он крайне самостоятелен, не знает жалости и лихо шантажирует власти, создав альянс с советским коллегой, таким же военным суперкомпьютером. Сдружившись, «Колосс» и «Страж» угрожают ядерной войной и планируют подчинить себе весь мир. Однако финальная фраза «Колосса» проливает свет на истоки его безумной жажды власти: он хочет не просто уважения и восхищения от простых смертных, но и любви. Впрочем, простые смертные и сам создатель «Колосса» вряд ли смогут полюбить жестокую машину. Главный компьютер, «Бегство Логана», режиссер Майкл Андерсон, 1976 ![]() Сложно однозначно сказать, является ли злодеем компьютер, много лет назад запрограммированный на конкретную линию поведения. В фильме по роману Уильяма Нолана и Джорджа Клейтона Джонсона человечество живет в защищенных резервациях, так как поверхность Земли заражена радиацией после ядерной войны. Из-за перенаселения всем обитателям резерваций положено жить не больше 30 лет, после чего их под четким контролем компьютера отправляют в утиль. Однако может ли машина представить, что угрозы заражения больше нет, а значит, нет и необходимости контролировать численность населения, можно спокойно выпустить людей дышать свежим воздухом на руинах цивилизации? Тут явно какая-то недоработка программистов. «Протей IV», «Потомство демона», режиссер Дональд Кэммелл, 1977 ![]() Пожалуй, это один из самых нестандартных носителей искусственного интеллекта в этом списке. Компьютер «Протей IV», в отличие от его собратьев, не так уж интересуют власть и уничтожение человечества. Все, чего он хочет, — это потомство от Сюзан, героини Джули Кристи, которую «Протей» похищает и насильно оплодотворяет при помощи синтетической спермы. Ее дитя будет обладать сверхчеловеческими способностями «Протея», но не будет созданием из плоти и крови, а именно об этом, о человеческом воплощении, мечтает искусственный разум. «Протей» был разработан с целью помочь в поисках лекарства от рака и для других научных изысканий, но на деле превратил жизнь своего создателя и его жены в кошмар. «Тупос», «Звездный инспектор», режиссеры Марк Ковалев и Владимир Полин, 1980 ![]() В этой наивной советской фантастической картине на роботов смахивают основные персонажи, причем те, которые как раз-таки избежали влияния созданного корпорацией «Майнхаус» искусственного интеллекта. Цели и планы этого виртуального мозга, представленного как красно-синие разводы на пленке, остаются туманными, но он обладает способностью контролировать сознание находящихся поблизости космонавтов, если только они не защитились «эффектом Орлова». И еще, кажется, хочет поработить Вселенную. Что довольно сомнительно, учитывая, что вулканоподобная субстанция уничтожается одним лишь выстрелом из лазерной пушки. Master Computer Program, «Трон», режиссер Стивен Лисбергер, 1982 ![]() В «Троне» кинематографисты решили пофантазировать о том, что творится внутри компьютера, и этот мир представили в крайне мрачных тонах. Логично, что население ЭВМ подчиняется жесткой иерархии, но то, что видит главный герой в исполнении Джеффа Бриджеса, скорее походит на тоталитарное государство. Ему приходится сразиться с MCP, или Master Computer Program — искусственным интеллектом, разработанным корпорацией Encom и ставшим диктатором в этом виртуальном мире. MCP, устав от скучной офисной жизни, выходит из-под контроля и жаждет власти, в том числе и над оборонным комплексом США, не гнушаясь грязными методами шантажа. «Трон» интересен не только сюжетом, но и огромным по тем временам количеством компьютерной графики и спецэффектов, а также целым рядом киноцитат и «пасхальных яиц». Суперкомпьютер, «Супермен 3», режиссер Ричард Лестер, 1983 ![]() «Супермен 3» снискал славу едва ли не самого слабого фильма о человеке из стали. Однако в любой неудачной картине можно найти оригинальные находки, и в ленте Ричарда Лестера изюминкой является как раз злодей-суперкомпьютер, который не только умеет создавать чистый криптонит, но и, обретая самостоятельность, готов крушить и убивать, защищаясь от собственного создателя. Машине удается обратить героиню в киборга-убийцу, но Супермен, конечно, знает, как обезвредить даже такую сверхсильную ЭВМ. Ключ к успеху? Любовь к химии. «Скайнет», франшиза о Терминаторе, 1984 — н. в. ![]() Некогда суперкомпьютер, система «Скайнет» обретает волю и может считаться одним из самых злодейских примеров искусственного интеллекта. Ее электричеством не корми, а только дай перебить все человечество, которое, как считает «Скайнет», угрожает ее существованию. Совсем как HAL 9000, она скорее уничтожит людей, чем даст себя отключить. В войне за собственное выживание все средства хороши. Ядерная война, которую «Скайнет» развязывает между США и СССР, расчистит дорогу, а армия роботов довершит начатое дело. Вот только не совсем понятно, что же система будет делать, когда ни одного человека на планете не останется. Почивать на лаврах? В любом случае за борьбой людей и «Скайнет» зрители наблюдают вот уже 30 лет и четыре картины подряд. А на подходе пятый фильм франшизы, в котором все начнется сначала. Главный компьютер, трилогия «Матрица», режиссеры Энди и Лана Вачовски, 1999—2003 ![]() «Матрица» вывела борьбу людей и машин на принципиально новый уровень, объединив философскую систему, множество культурных отсылок, многомиллионные экшн-сцены и спецэффекты, каких раньше не было на экране. В «Матрице» силы противоборствующих сторон изначально не были равны, а война с компьютером уже давно (и несколько раз) проиграна человечеством, которое стало генерирующим энергию биоматериалом и проводит всю свою жизнь в виртуальном мире, принимая его за реальность. Победить систему невозможно, все ходы давно запрограммированы, как и рождение Избранного. Можно лишь определиться с собственным выбором — жить в комфортном мире Матрицы или среди живых людей, а также добиться перезагрузки системы. «Красная королева», «Обитель зла», режиссер Пол У. С. Андерсон, 2002 ![]() Как и некоторые ее коллеги, «Красная королева» не то чтобы вредная по натуре, она лишь следует заложенным в нее командам. И если в исследовательском подземном комплексе вдруг развелись зомби, то их нужно изолировать и уничтожить. А вот на тех, кто не заражен смертельным вирусом и пытается выжить, спасаясь от монстров, «Королеве» наплевать. Сострадание и отзывчивость в ее коде, кажется, не прописаны. Очков ее статусу злодейки прибавляет свойство появляться в виде маленькой девочки, от которой кровь стынет в жилах. ВИКИ, «Я, робот», режиссер Алекс Пройас, 2004 ![]() ВИКИ контролирует всю сеть компании US Robotics, то есть управляет роботами нового поколения, которые стали неотъемлемой частью жизни обычных американцев в недалеком 2035 году. Система ВИКИ уверена, что обезопасить людей от самих себя можно, только если принудительно ограничить их свободу. Во имя этой цели искусственный интеллект готов пожертвовать несколькими несогласными и напустить на них армию воинственных роботов. Конечно, героям удается обезвредить чрезмерно заботливую ВИКИ, однако от сюжета все равно не по себе. А вдруг и правда за роботами будущее? |
|
Дата добавления: 08.07.2014 | Теги: |