Двойники и близнецы в кино
Недавно вышел «Двойник» Ричарда Айоади — вольная экранизация одноименной повести Достоевского. Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) работает в унылой, освещенной тусклым светом конторе. Его жизнь монотонна, коллеги не помнят его имени, а единственным развлечением в жизни Саймона является наблюдение за девушкой из копировального цеха (Миа Васиковска), что живет напротив. Жизнь Саймона кардинально меняется, когда в контору вдруг приходит новый сотрудник Джеймс Саймон (тоже Джесси Айзенберг), как две капли воды похожий на Саймона. Но никто сходства не замечает, тем более что Джеймс — полная противоположность Саймону. Он душа компании, знает, как соблазнять девушек. Жизнь Саймона круто меняется: сначала двойник берется помочь стеснительному парню, но потом постепенно отбирает его жизнь. Тема двойников не раз возникала в кино и литературе, а некоторые режиссеры и писатели неустанно возвращались к ней на протяжении всей творческой карьеры. КиноПедия вспомнает известных двойников и близнецов на экране. «Темное зеркало», режиссер Роберт Сьодмак, 1946 В этом классическом нуаре Оливия де Хэвилленд играет сестер-близняшек Терри и Рут. Обе оказываются подозреваемыми в убийстве, вот только как понять, которая из них виновна, если выглядят они настолько одинаково, что ни один свидетель не в состоянии различить сестер? Все осложняется тем, что одна из близняшек, похоже, страдает паранойей и выдает себя за другую. Кто из них врет, а кто говорит правду? Оливии де Хэвилленд удалось сыграть обеих сестер так, что зрителю сложно разгадать их секрет. «Головокружение», режиссер Альфред Хичкок, 1958 Картина Хичкока давно внесена во все мыслимые и немыслимые списки как один из самых искусных триллеров, а критики регулярно признают «Головокружение» величайшим фильмом всех времен. Хотя на экране зритель видит лишь одну женщину по имени Джуди (Ким Новак), то, с какой настойчивостью Скотти (Джеймс Стюарт) пытается сделать из нее двойника погибшей Мадлен, заставляет зрителя задуматься о том, какое значение обретают внешняя схожесть и изображение для одержимого любовью сознания. «Персона», режиссер Ингмар Бергман, 1966 Картина Бергмана — одно из самых сложных киноисследований на тему потери собственной идентичности. Главная героиня — актриса Элизабет, которая вдруг прямо во время очередного спектакля замолкает, и ничто не способно вывести ее из этого молчаливого оцепенения. Врачи рекомендуют поехать к морю, и Элизабет сопровождает ее сиделка Альма. Бергман написал роли актрисы и медсестры специально для Лив Ульман и Биби Андерссон, так как был поражен их физическим сходством. Их героини действительно то ли отражают друг друга, то ли оказываются двумя частями одного целого. В конце фильма лица Элизабет и Альмы символически сливаются на экране в одно. «Партнер», режиссер Бернардо Бертолуччи, 1968
В одном из своих первых фильмов Бертолуччи тоже обратился к «Двойнику» Достоевского и создал историю про молодого преподавателя литературы Джакобе, который страдает раздвоением личности. Он чем-то похож на героя Достоевского Голядкина. Например, тоже страдает от неразделенной любви. Постепенно герой сходит с ума, а его тень становится полноправным участником событий. Бертолуччи наделил своего Джакобе страстью к киноэкспрессионизму и театру жестокости, да и сама картина содержит немало отсылок к этим течениям в искусстве. «Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, 1971 Главная советская комедия о бандите Доценте и добродушном педагоге Трошкине, которые выглядят как Евгений Леонов и являются абсолютными противоположностями. Внешнее сходство можно использовать во благо, чем и занимается Трошкин, наставляя преступников на путь исправления и помогая милиции найти пропавший шлем Александра Македонского. Эту картину о двойниках по праву можно назвать самой популярной на территории бывшего СССР лентой на тему внешнего сходства. «Отчаяние», режиссер Райнер Вернер Фассбиндер, 1978 В экранизации романа Владимира Набокова нет двойников, а есть лишь убежденность главного героя Германа (Дирк Богард) в том, что некий бродяга Феликс (Клаус Левич) на него чертовски похож. Герман надеется, что, убив двойника и выдав его за себя, он сможет присвоить его имя и начать новую жизнь. План закономерно проваливается, ведь между мужчинами нет никакого сходства. Сценарий по книге Набокова написал не кто-нибудь, а Том Стоппард. Хотя постановку Фассбиндера порой упрекают в излишней манерности, это утонченная и пропитанная многочисленными культурными отсылками картина. «Приключения Электроника», режиссер Константин Бромберг, 1979 Каждый советский школьник мечтал о таком роботе-двойнике, который и домашнее задание сделает, и на уроке ответит, и дома уберется, и в магазин сбегает. Механический мальчик, как две капли воды похожий на тебя и обладающий нечеловеческими талантами, — это супергерой начала 1980-х. Впрочем, даже электронный подросток мечтает о друзьях и признании, а настоящему школьнику из плоти и крови обман не сойдет с рук. Эта сверхпопулярная детская картина была призвана воспитать честного и ответственного человека, который способен завоевать любовь окружающих собственными поступками. «Кагемуся: Тень воина», режиссер Акира Куросава, 1980 Собравший множество наград, среди которых «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, этот фильм Акиры Куросавы переносит зрителя в Японию XVI века, где разворачивается сюжет в духе романа «Принц и нищий». Преступнику отменяют смертную казнь, потому что он очень похож на местного правителя Такэду. Герой становится его тенью, а после смерти Такэды начинает играть его роль. Но смерть находит и двойника. От судьбы не скрыться, даже приняв другое имя. «Близнец», режиссер Ив Робер, 1984 Если у вас нет близнеца, то порой стоит его выдумать. Например, чтобы встречаться сразу с двумя богатыми американками одновременно. Именно так поступает герой Пьера Ришара Маттиас, очарованный близняшками Лиз и Бетти (Камилла и Кэри Мор) и облизывающийся на их огромное состояние. Ему приходится играть сразу две роли, то представляясь братом Маттье, то самим собой. Естественно, дело заходит слишком далеко, вынуждая Маттиаса-Маттье подделывать документы, путаться в собственной лжи и даже (пусть и случайно) убить соперника-адвоката. Если задуматься, картина Ива Робера вполне могла бы быть триллером в духе Хичкока, но, к радости зрителей, остается классической французской комедией. «Связанные насмерть», режиссер Дэвид Кроненберг, 1988 Два идентичных близнеца-гинеколога, которые спят с одной и той же женщиной? Звучит как начало вульгарной комедии, но достаточно взглянуть на имя автора (Дэвид Кроненберг), чтобы догадаться: зрителей ждет без пяти минут хоррор. Братья могут быть непохожи характерами, но их явно связывает что-то необъяснимое. Джереми Айронс получил роли близнецов Эллиота и Беверли, после того как от них отказались Роберт Де Ниро и Уильям Хёрт. Теперь невозможно представить кого-либо другого в этом двойном образе. Айронс рассказывал, что сначала стремился играть ловеласа Эллиота и стеснительного Беверли как двух разных людей и даже просил две отдельные гримерные комнаты. Однако потом актер решил, что иногда зритель должен путаться, кого он видит на экране, а различие должно идти изнутри. Тогда он устроился в одной гримерке и смешал гардероб своих персонажей. «Двойная жизнь Вероники», режиссер Кшиштоф Кесьлевский, 1991 Построенный на цветовых акцентах, полутенях и завораживающей музыке фильм Кшиштофа Кесьлевского рассказывает историю двух идентичных девушек по имени Вероника (получившая за эти две роли каннскую «Серебряную пальмовую ветвь» Ирен Жакоб). Одна живет в Польше, другая — во Франции. Обе очень музыкальны, у обеих слабое сердце. Они не подозревают друг о друге и пересекаются лишь однажды, когда француженка посещает Краков и на проявленной пленке вдруг видит очень похожую на себя девушку, случайно попавшую в кадр на площади. В фильме Кесьлевского множество слоев и пространства для интерпретации, но каждый зритель после просмотра наверняка не может отогнать от себя мысль о том, что где-то на земле бродит и его двойник. «Адаптация», режиссер Спайк Джонс, 2002 Внутри творческого человека вполне могут уживаться два весьма противоречивых персонажа. Будучи не в силах сдвинуть с мертвой точки сценарий «Вора орхидей» по книге Сьюзен Орлеан, Чарли Кауфман выдумал себе брата-близнеца Дональда, которому творческие кризисы незнакомы. Дональд с легкостью продает полные клише сценарии и посещает семинары Роберта МакКи, а заодно помогает брату справиться со злополучной Орлеан. В итоге Кауфман написал сценарий про процесс адаптации романа, а обоих Кауфманов в фильме Спайка Джонса виртуозно сыграл Николас Кейдж. Жан-Клод Ван Дамм в нескольких ипостасях Кажется, Жан-Клод Ван Дамм переплюнул всех по числу двойников, клонов и близнецов в собственной фильмографии. Он путешествовал во времени, переживал реинкарнацию спустя тысячелетие, находил брата-близнеца, узнавал о смерти еще одного, выступал клоном серийного убийцы и обретал новую жизнь как универсальный солдат. А вы говорите, шпагат. |
|
Дата добавления: 14.05.2014 | Теги: |