«Матрица» как помеха строительному бизнесу


Сейчас в это трудно поверить, но тогда, в 1999-м, основным носителем для просмотра кино дома оставалась видеокассета. DVD только пробивались на рынок, стоили огромных денег и являлись чуть ли не предметом роскоши. «Матрицу» многие впервые посмотрели на пиратской видеокассете. Копия, попавшая в руки некоторым зрителям в начале апреля все того же 1999-го, могла оказаться бракованной. Пират-умелец снял половину экрана, а оставшуюся часть отзеркалил. Понять, что такое «Матрица», не представлялось возможным.

Копии лучшего качества не заставили себя ждать. Кажется, они выходили еженедельно. «В каком качестве у вас „Матрица“?» — любимый вопрос киноманов в апреле 1999-го.

За 15 лет, прошедших со дня выхода «Матрицы», о фильме были написаны тысячи статей, изданы десятки книг. Появился аниме-проект, два продолжения, но все равно та самая первая «Матрица» остается вне досягаемости. Фильм, изменивший кино так, как в 1970-х на него повлияли «Челюсти» и «Звездные войны». Фильм, заставивший зрителя принять простую истину: и развлекательное кино может быть умным.

В 2003 году профессор Оксфорда Ник Бостром выдвинул теорию, что мы все действительно живем в компьютерной программе, и даже написал по этому поводу работу. Спустя девять лет группа ученых из Университета Бонна доказала, что такое возможно, необходимо лишь построить собственную симуляцию Вселенной. Вам какую таблетку? Синюю или красную?

Конечно, вопрос «А реальны ли котики, сидящие рядом?» далеко не нов. Даже если убрать котиков и просто задуматься о реалистичности происходящего, в какой-то момент начинаешь подвисать, как перегруженный компьютер. Есть подозрение, что братья Вачовски (тогда они были братьями) никогда не подвисали. Их компьютер был снабжен самым быстрым процессором. Они всегда бежали чуть-чуть впереди паровоза и успевали доставить в настоящее идеи из будущего.



В то время как современные кинематографисты только учились признаваться в любви к комиксам, Вачовски эти комиксы рисовали сами, будучи совсем еще подростками. Они не просто играли в Dungeons & Dragons. Они сочинили собственную игру High Adventure. Являясь настоящими нердами и гиками, братья из штата Иллинойс не играли в чужие миры. Они придумывали свои.

Чтобы заработать деньги для колледжа, Ларри и Энди еще в школе занялись малярным делом. Их опыт по росписи домов ограничивался пантеоном супергероев, поселившимся на дверях гаража тетушки. В итоге Ларри вылетел из колледжа через два года. «Мне казалось, что учителя должны быть умнее меня, но некоторые из них не читали и половины книг, которые прочитала я», — рассказывала уже Лана Вачовски перед выходом «Облачного атласа». Но вернемся в то время, когда Вачовски были еще братьями. Энди тоже не продержался в колледже больше двух лет. Братья съехались в Чикаго и открыли строительную контору, получая знания в процессе работы. Однажды они построили шахту лифта, не имея на руках никаких чертежей, чем сильно впечатлили своих работодателей.

Умение впечатлить — качество, полезное в Голливуде, но до «фабрики грез» братья, продолжавшие сочинять тексты в стол, добрались не сразу. В начале 1990-х Ларри обивал пороги нью-йоркских издательств комиксов, причем занятие увенчалось успехом: Marvel Comics наняло их писать сюжет «Эктопарня», созданного Клайвом Баркером.



Перелом в сторону кино случился, когда Энди и Ларри наткнулись на книгу Роджера Кормана «Как я снял сто фильмов в Голливуде и не потерял ни цента». Воспоминания знаменитого продюсера подтолкнули братьев на сочинение первого сценария для хоррора «Плотоядные». По сюжету передвижная кухня скармливала беднякам суп, сваренный из тел богачей. Порывшись в телефонной книге, они нашли десяток агентов и отослали им копии сценария. Отозвались двое, один из которых, Лоуренс Мэттис, до сих пор работает с Вачовски.

«Плотоядные» так и не превратились в фильм, но Мэттису запал в душу стиль братьев. Так что следующий сценарий Вачовски все-таки продали, причем продюсеру Дино де Лаурентису, ухитрившемуся перепродать сочинение Энди и Ларри студии Warner за сумму, что была в пять раз больше, чем он заплатил сам. Снимать фильм собирался Мэл Гибсон, но затем передумал и занялся «Храбрым сердцем».

Студия наняла Брайана Хелгеленда полировать сценарий. Как впоследствии рассказывала Лана, Хелгеленд удалил все подтексты и визуальные метафоры. Вачовски пытались убрать свои имена из титров, но не вышло. «Наемные убийцы» Ричарда Доннера, боевичок со Сталлоне и Бандерасом, заработал в прокате 83,5 миллиона, не окупив затраты на производство. И все же братья забросили строительный бизнес и плотно занялись кино.

«Убийцы» еще не вышли в прокат, а у братьев уже был готов сценарий «Матрицы». Идея зародилась во время замысла очередного комикса. «Мы думали о том, что такое „реальный мир“ и „миры в мирах“, а также о проблеме виртуальной реальности в кино, — рассказывает Лана. — И вдруг нас озарило: а что если наш мир и есть виртуальный?» Действие «Матрицы» развивается в будущем, когда машины поработили человечество и используют людей в качестве батареек, поддерживая их в коматозном состоянии, подпитывая разум виртуальной реальностью. Группа освобожденных от Матрицы хакеров (Морфеус, Тринити, Нео) дает бой системе, представленной в виртуальной реальности группой агентов, возглавляемых безжалостным Смитом.

Лоуренс Мэттис был в полном восторге от сценария. Но в 1994 году, когда «Матрица» рассылалась по Голливуду, Вачовски не были известны. Продюсировать фильм взялся Джоэл Силвер, уже знакомый с Вачовски по «Наемным убийцам», создатель франшизы «Смертельное оружие». «Едва я начал читать „Матрицу“, мне тут же захотелось ее увидеть, — вспоминает Джоэл. — А потом парни сообщили, что сами хотят снимать фильм. И это было самое трудное».

Никому не известные Вачовски, у которых в загашнике был провальный фильм по дебютному сценарию, должны были доказать свою режиссерскую состоятельность. Силвер по дружбе дал свое благословение на малобюджетный лесбийский триллер «Связь» с Джиной Гершон и Дженнифер Тилли. Этого хватило, чтобы «Матрица» оказалась близка к осуществлению.

Необходимые для постановки 63 миллиона долларов (решили снимать в Сиднее, где выходило дешевле) студия требовала обосновать. Вачовски наняли двух художников комиксов, которые нарисовали точнейшие раскадровки фильма. 600 страниц «Матрицы» окончательно убедили Warner, и проекту дали зеленый свет. Впрочем, Warner хоть и доверила братьям постановку, но подбор актеров оставила за собой.

Неизвестно, грызут ли локти Уилл Смит, Николас Кейдж, Брэд Питт или Вэл Килмер, отказавшиеся играть Томаса Андерсона. Впрочем, Вачовски видели в роли Избранного и Джонни Деппа, но студия предпочла Киану Ривза. Братья недоумевали: «Это же чувак из „Билла и Теда“! А он сумеет сделать то, что нам нужно?» Сомнения оказались напрасными.

Морфеуса, чья роль частично опиралась на одноименного персонажа комиксов Нила Геймана «Сэндмен», могли сыграть Гари Олдман и Сэмюэл Л. Джексон. Хакершу Тринити могла бы исполнить певица Джанет Джексон, будь у нее на это время, а роль агента Смита предлагали Жану Рено.

У Вачовски ушло 118 дней на съемку «Матрицы». На площадке не допускалось никаких импровизаций, работали строго по раскадровкам. Для трюков привлекли команду гонконгских каскадеров во главе с Юйэнь Воо-пином. Нео должен был знать кунг-фу не хуже Джеки Чана. Разработанные для картины спецэффекты пользуются спросом и по сей день. Чего стоит bullet time, идею которого братья наверняка подсмотрели в японском аниме 1960-х Speed Racer. До «Матрицы» эффект летающей камеры над застывшими объектами использовался в видеоклипах и в рекламном ролике спиртного за авторством Мишеля Гондри. И хотя фильм Вачовски не был первым, но он довел технологию bullet time до совершенства.



Спецэффект из «Матрицы» вспоминается до сих пор. В прошлом году ученые выяснили, что мелкие животные и птицы способны воспринимать движение вокруг по принципу bullet time, что позволяет им замечать хищников. Можно сказать, этот эффект всегда был где-то рядом. Даже в фигурках Lego.



Премьера «Матрицы» в США состоялась 31 марта 1999 года. Первая прокатная неделя принесла в копилку фильма почти 30 миллионов долларов. Зрители были в восторге, шили черные плащи, искали очки, такие как у Нео, и телефоны Nokia, какие были в фильме. Критики в большинстве своем хвалили картину, но были и рецензенты, страдавшие от отсутствия юмора или количества экшн-сцен.

Отзывались о «Матрице» и коллеги Вачовски. Джосс Уидон хвалил сценарий, структуру и глубину, называя ленту «фильмом номер один». Даррен Аронофски говорил: «Я вышел с „Матрицы“ и подумал: как можно теперь снимать фантастику? Вачовски взяли все великие сай-фай-идеи XX века и состряпали из них вкуснейший поп-культурный сэндвич, который пришелся по вкусу всей планете». Квентин Тарантино включил «Матрицу» в двадцатку своих любимых фильмов с 1992 по 2009 год. Наконец, прародитель киберпанка, писатель Уильям Гибсон назвал Нео своим любимым героем из научной фантастики.

Американская киноакадемия наградила «Матрицу» четырьмя техническими «Оскарами» за монтаж, звук, монтаж звука и визуальные эффекты.

Ну а что же наши братья? Вачовски никогда не давали своей интерпретации «Матрицы». Более того, Энди и Ларри самоустранились от рекламной кампании фильма, не давали интервью, отказавшись от разговоров с прессой на четыре года. «Им хочется оставаться инкогнито», — говорил менеджер братьев Лоуренс Мэттис. Джоэл Силвер пояснял: «Они не хотят говорить о себе, им от этого неловко и неудобно».

Интерпретировать «Матрицу» пришлось без участия Вачовски. В библиотеках и книжных магазинах обнаружилась нехватка книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». В фильме Нео прятал в ней свои программы (вырезав страницы после главы «О нигилизме»), а братья Вачовски требовали, чтобы все актеры, снимавшиеся у них, были знакомы с этой работой.

Вот так у братьев Вачовски не сложился строительный бизнес. «Матрица» заработала в мировом прокате 463,5 млн долларов, и парни из Чикаго стали звездами мировой киноиндустрии. Потом, правда, ситуация несколько изменилась. Энди и Ларри переехали в Австралию, где работали над продолжениями «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», вышедшими в 2003 году с разрывом в полгода. Съемки сопровождались трудностями, а ожидания были невероятно высокими. Работа над сиквелами заняла почти 300 съемочных дней. Создание мира «Матрицы» с нуля требовало от режиссеров управления сотнями человек. Актеры подливали масла в огонь и капризничали. До начала съемок умерли два актера, включая Глорию Фостер, сыгравшую Пифию, а затем погиб один из рабочих. Вместе с тем Ларри проходил очень сложный для себя период, решаясь на операцию по перемене пола. Лана Вачовски с братом стали активно общаться с прессой только перед релизом «Облачного атласа», но до него оставалось еще много времени.

Недавно по сети поползли слухи, что Warner хочет, чтобы Вачовски поработали над другой трилогией о «Матрице». Поговаривали, что Лана и Энди уже намечают сюжетную линию и исследуют происхождение Матрицы. Конечно, все это пока только разговоры, правды там нет. Но мы до сих пор не знаем, кто отключил Морфеуса.

Дата добавления: 31.03.2014 | Теги: фантастика