Фильмы с выдающимся визуальным стилем


На днях в мировой прокат вышел «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» — сиквел хита Роберта Родригеса и Фрэнка Миллера, впечатлившего мир своей графической черно-белой стилистикой.

Долгое время Миллер отказывался давать согласие на экранизацию собственной серии графических романов, однако стоило Родригесу познакомить его со своей концепцией, один из наиболее известных и уважаемых художников и авторов индустрии не только дал добро на проект, но и решил лично помочь с режиссурой.

Перед ними стояла цель сохранить не просто дух первоисточника, но и его характерный стиль. Для этого актерам на протяжении практически всего съемочного процесса приходилось работать перед зеленым экраном при минимальном количестве декораций, а позже картинка обесцвечивалась и мир Фрэнка Миллера создавался с помощью компьютерной графики. Результат получился выдающимся: рисунки Миллера буквально оживали на экране.

По случаю релиза «Города грехов 2» КиноПедия вспоминает другие вышедшие в XXI веке картины, которые могут похвастаться необычным визуальным рядом и стилистическими решениями. Разные по жанру, но одинаково впечатляющие.

«Герой», режиссер Чжан Имоу, 2002


Вместе с «Крадущимся тигром, затаившимся драконом» Энга Ли и «Домом летающих кинжалов» все того же Чжана Имоу «Герой» вызвал на Западе новую волну любви к азиатскому кино. Исторический эпик поражает своими масштабными сценами, цветовой палитрой, хореографией боев, костюмами, декорациями и безупречным мастерством выдающегося австралийского оператора Кристофера Дойла. Он работал с Джимом Джармушем, Гасом Ван Сентом и Барри Левинсоном, но наиболее всего прославился сотрудничеством с азиатскими кинематографистами, в частности с Вонгом Кар-Ваем. И если в картинах Кар-Вая Дойл доказал, что ему нет равных в постановке интимных и чувственных сцен, то в «Герое» он подтвердил, что столь же удачно ему даются сцены величественные.

«Водная жизнь», режиссер Уэс Андерсон, 2004


На этом месте мог бы быть любой из фильмов неутомимого мечтателя Уэса Андерсона, но посвященная Жак-Иву Кусто «Водная жизнь» — это, пожалуй, его самый смелый и неординарный в визуальном плане фильм. А еще самый длинный и самый дорогой, но провалившийся в прокате и прохладно принятый критиками. А ведь за причудливым фасадом наиболее недооцененной работы Андерсона скрывается множество характерных для его уникального игрушечного стиля поражающих глаз изобретений. Чего стоят созданные с помощью анимации stop motion морские обитатели или построенный в разрезе корабль Belafonte.

«Лабиринт Фавна», режиссер Гильермо дель Торо, 2006


В «Хроносе», «Хребте дьявола» и «Хеллбое» Гильермо дель Торо уже показывал миру, на что способна его безграничная фантазия. Но настоящим триумфом для мексиканского постановщика стал «Лабиринт Фавна» с его визуальными метафорами и богатыми деталями — ожившими набросками из его альбомов. Эта мрачная, захватывающая своим стилем и эмоциями сказка встряхнула жанр, а дель Торо доказал: он, как никто другой, способен создавать в кино удивительные, ни на что непохожие миры. Вполне логично, что именно его Питер Джексон хотел видеть в режиссерском кресле «Хоббита». Гильермо дель Торо радует зрителей новыми работами не столь часто, как, возможно, хотелось бы, однако видение мастера оказывает влияние и на его продюсерские проекты, на которые также стоит обратить внимание.

«Помутнение», режиссер Ричард Линклейтер, 2006


Поразивший недавно все кинематографическое сообщество проект длиной в 12 лет «Отрочество» — это далеко не единственный смелый эксперимент американского постановщика Ричарда Линклейтера. В середине нулевых он решил перенести на большой экран один из самых сюрреалистичных романов Филипа К. Дика и сделать это в подобающей манере. В «Помутнении» с Киану Ривзом, Робертом Дауни-мл., Вуди Харрельсоном и Вайноной Райдер была использована техника ротоскопирования — создания анимации посредством обрисовки отснятых вживую кадров. Съемки с актерами завершились всего за 23 дня, а вот работа над анимацией велась еще полтора года.

«Запределье», режиссер Тарсем Сингх, 2006


Потрясающей красоты независимое фэнтези индийского визионера Тарсема — яркая, сюрреалистичная и трогательная сказка, которая доносится до зрителя словами покалеченного каскадера (Ли Пейс) и воображением юной Александрии (Катинка Унтару). «Запределье» радует глаз величественными замками, бескрайними пустынями и богатой палитрой красок. Казалось бы, в реальной жизни такие локации не найти. Но самое удивительное заключается как раз в том, что в фильме, который снимался на протяжении четырех лет в двадцати странах, не используется компьютерная графика. Картина разделила критиков на два лагеря, но все сошлись в одном: «Запределье» — выдающееся визуальное произведение.

«Наука сна», режиссер Мишель Гондри, 2006


Еще до того, как взяться за большое кино, французский визионер Мишель Гондри впечатлял любителей музыки пугающими зарисовками в клипах Бьорк, сюрреалистичными танцами в роликах Daft Punk и движущимся в унисон битам The Chemical Brothers поездом. В полнометражном же формате он получил еще больший простор для творчества, что отчетливо видно в размывающей границы фантазии и реальности «Науке сна» с ее целлофановыми морями, ватными облаками, плюшевыми лошадьми и картонными городами. Позже Гондри поставил не менее изобретательную экранизацию Бориса Виана «Пена дней», и, пожалуй, только его фантазия могла совладать с таким текстом.

«Фонтан», режиссер Даррен Аронофски, 2006


Даррен Аронофски никогда не боялся идти на художественные эксперименты, достаточно вспомнить «Реквием по мечте», где объектив fish eye использовался, чтобы передать состояние героини Эллен Бёрстин. Еще дальше он зашел в притче «Фонтан» с Хью Джекманом и Рейчел Вайс — одном из самых красивых фильмов последних лет. Аронофски решил свести к минимуму наличие спецэффектов, поэтому вместо компьютерной графики здесь зачастую использовалась макросъемка химических реакций различных элементов на миниатюрных блюдцах. Трудно поверить, но самые эффектные кадры были созданы с помощью всего лишь приправы карри и капель алкоголя. Проделано все это было не только из-за ограниченного бюджета. Аронофски верил, что компьютерные спецэффекты, в отличие от органических, рано или поздно устареют.

«Ренессанс», режиссер Кристиан Волькман, 2006


Долгострой (картина находилась в производстве целых шесть лет) французского художника и режиссера Кристиана Волькмана, вдохновлявшегося американским нуаром и немецким экспрессионизмом. И если контрастная черно-белая гамма с совсем небольшим количеством серых теней вызывает ассоциации с «Городом грехов», то именно с первоисточником, а не фильмом. Анимационная лента Волькмана, как ни одно другое произведение, напоминает оживший графический роман. Несмотря на свою почти монохромность, удивительно живыми здесь выглядят не только футуристичные пейзажи Парижа 2054 года, но и герои. Дело в том, что вкупе с компьютерной анимацией создатели использовали технологию захвата движения (motion capture), а к озвучанию удалось привлечь весьма именитых актеров, в частности Дэниела Крейга, Иэна Холма и Джонатана Прайса.

«300 спартанцев», режиссер Зак Снайдер, 2007


Еще одна экранизация графической новеллы Фрэнка Миллера. И вновь стиль мастера удалось воссоздать с помощью обильного использования компьютерной графики. Занимаясь раскадровкой, Зак Снайдер напрямую заимствовал из работы Миллера целые страницы, стараясь позже один в один воссоздать их на большом экране. Получившаяся картинка действительно впечатляет, а Фрэнк Миллер признался, что и ему самому от нее снесло голову. Последующие фильмы Снайдера тоже напоминают ожившие комиксы, будь то стильная экранизация «Хранителей» Алана Мура или являющееся самостоятельным произведением фэнтези «Запрещенный прием».

«Спиди-гонщик», режиссеры Энди и Лана Вачовски, 2008


Экранизация одноименного аниме-сериала 1960-х находилась в разработке еще с начала 1990-х, и в разное время с ней связывали имена Альфонсо Куарона, Гаса Ван Сента, Дж. Дж. Абрамса и Джонни Деппа, который был приписан к главной роли. В итоге за непростую задачу взялись Вачовски, с детства являющиеся большими фанатами серии. Они постарались размыть грань между японской анимацией и кинематографом, получили в свое распоряжение новейшие технологии и поместили актеров в красочный мир, полностью созданный на компьютере . «Спиди-гонщик» пробуждает в зрителе ребенка, однако многие так и не поддались обаянию картины и остались недовольны. Упоминания в этом списке заслуживает и любая другая работа Вачовски, будь то «Матрица», «Облачный атлас» или спродюсированный ими триллер «„V" значит вендетта».

«Пекло», режиссер Дэнни Бойл, 2008


Британский постановщик Дэнни Бойл выступил в необычном для себя жанре научно-фантастического триллера, имея в распоряжении 50 миллионов долларов, что значительно уступает большинству современных блокбастеров. Однако без баснословных бюджетов «Пеклу» удалось превзойти других представителей жанра и показать одну из самых впечатляющих картинок в кино за последнее время. В пронизанной атмосферой клаустрофобии картине Бойла монстр не прячется в темноте, как у Ридли Скотта, а находится снаружи. Это угасающее солнце. Оператор Альвин Кюхлер предложил постановщику исполнить интерьер космического корабля в сером, голубом и зеленом тонах и по максимуму отказаться от оранжевого, красного или желтого, чтобы создать контраст с умирающей звездой, остатки тепла которой должен был почувствовать зритель при каждом ее появлении на экране.

«Вход в пустоту», режиссер Гаспар Ноэ, 2009


Вдохновленный «Тибетской книгой мертвых» «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ помещает зрителя прямиком в душу по нелепой случайности погибшего Оскара, которая мечется между прошлым, настоящим и будущим. Картина практически полностью снята от первого лица, исключения составляют лишь флешбэки, которые показываются нам из-за плеч героя. Ведь так часто в воспоминаниях мы видим себя со стороны. Глазами молодого человека (или его призрака) мы наблюдаем прогулки по неоновому ночному Токио, темную сторону мегаполиса с его борделями и подпольными клубами и даже эффект наркотического опьянения, при создании которого, кстати, режиссер руководствовался исключительно собственным опытом.

«Аватар», режиссер Джеймс Кэмерон, 2009


Трудно поверить, но всего лишь 5 лет назад студийные боссы относились к трехмерному формату как к авантюре, полагая, что аудитория не станет переплачивать за билет. Но проект мечты Джеймса Кэмерона, который стал самым прибыльным фильмом в истории, заставил мир полюбить 3D. Кэмерон и его команда из почти девяти сотен человек, вооружившись мощнейшими компьютерами и новейшими технологиями, сумели добиться фотореалистичной графики, размыть грань между анимацией и живой съемкой, оживить планету Пандора и наделить ее захватывающей дух красотой.

«Древо жизни», режиссер Терренс Малик, 2010


Невероятно красивая трехчасовая медитация Терренса Малика на тему человеческого существования, растворяющая зрителя в теплоте своих кадров. «Древо жизни» — вторая по счету совместная работа Малика и мексиканского оператора Эммануэля Любецки, получившего в этом году «Оскар» за «Гравитацию». Чтобы добиться столь поразительной картинки, они разработали целый свод правил, который съемочная группа окрестила догмой. Так, например, кинематографисты поставили перед собой задачу по возможности снимать ленту исключительно при натуральном свете, отказаться от оптического зума, избегать белого и основных цветов, старательно предотвращать появление бликов. При постановке же сцен сотворения мира режиссер консультировался с Дугласом Трамбаллом, поразившим своими спецэффектами в «Космической одиссее» Стэнли Кубрика. Компьютерной графики, кстати, здесь тоже старались избегать, а вместо этого, как и в «Фонтане», экспериментировали со съемкой различных химических реакций.

«Трон: Наследие», режиссер Джозеф Косински, 2010


Сиквел культового, но уже позабытого многими зрителями фантастического боевика «Трон», который первым в истории обширно использовал компьютерную графику, доверили дебютанту Джозефу Косински, режиссеру весьма креативных рекламных роликов. И не прогадали. Как и в случае с оригиналом, к достоинствам проекта «Трон: Наследие» вряд ли можно причислить увлекательную и продуманную историю, однако фильм компенсирует это своей визуальной стилистикой с ее неоновой эстетикой, футуристичной архитектурой и оригинальным использованием 3D-формата, расцветающего здесь, как только герой попадает в компьютерный мир. В процессе создания фильма молодого постановщика консультировал Дэвид Финчер, который в свое время привел его в мир рекламы. При работе над своей следующей лентой «Обливион» Косински уже не обращался за советом к именитому мастеру, но картинка у ленты получилась не менее сочная.

«Гравитация», режиссер Альфонсо Куарон, 2013


«Технологий, необходимых для „Гравитации", попросту не существовало. Поэтому нам пришлось их изобрести», — вспоминает Альфонсо Куарон. Действительно, растянувшийся на четыре года процесс создания космического триллера Куарона настолько интересен, что ему уже посвящено немало отдельных статей. Сандра Буллок, словно марионетка, болталась на двух десятках тросов, и вместе с Клуни ей приходилось играть в специально построенном огромном световом кубе. Лица актеров приклеивались к полностью созданным на компьютере кадрам, а Альфонсо Куарон с Эммануэлем Любецки эффектно использовали уже освоенную ими в триллере «Дитя человеческое» технику продолжительной съемки без монтажных склеек. Их старания не прошли напрасно. Мы получили, пожалуй, самый зрелищный и впечатляющий 3D-аттракцион со времен «Аватара».

Дата добавления: 22.08.2014 | Теги: Стилистика, Визуальные эффекты, Компьютерная графика