10 попыток реанимировать вестерн


21 декабря ленте «Однажды на Диком Западе», одной из главных работ мастера спагетти-вестерна Серджио Леоне, исполнилось 45 лет. И хотя золотая эпоха вестерна ушла еще с легендарным Джоном Уэйном, попытки возродить жанр не прекращаются и по сей день. В честь юбилея «Однажды на Диком Западе» КиноПедия решил оставить за кадром выпущенные в этом году картины «Джанго освобожденный» и «Одинокий рейнджер» и вспомнил вышедшие за последние десять лет вестерны, которые сумели не ударить в грязь лицом на фоне классики.

«Последний рейд»
Режиссер Рон Ховард, 2003

 
После долгих лет жизни бок о бок с индейцами пожилой Сэм (Томми Ли Джонс) возвращается домой. Его дочь Мэгги (Кейт Бланшетт) не может простить отца, оставившего ее еще в детстве, но вынуждена обратиться к нему за помощью, когда банда преступников, возглавляемая фанатичным шаманом (Эрик Швейг), убивает ее возлюбленного и похищает ребенка. Отец с дочерью воссоединяются, чтобы пойти по следам бандитов. Рон Ховард решил зайти на новую для себя территорию вестерна в перерыве между «Играми разума» и «Нокдауном». Будто бы собранная по кусочкам из классических представителей жанра (главным источником вдохновения для Ховарда послужила лента «Искатели» с Джоном Уэйном), эта трогательная и неожиданно злободневная картина оказалась самой мрачной и взрослой работой режиссера, но в то же время самой непонятой. Спустя два года Томми Ли Джонс и сам поставит вестерн, но уже в современных декорациях («Три могилы»).

«Открытый простор»
Режиссер Кевин Костнер, 2003

 
Выросший на таких классических вестернах, как «Красная река», «Война на Диком Западе» и «Великолепная семерка», Кевин Костнер устал смотреть на то, как жанр превращается в «костюмированную пародию со шляпами, пушками и дамами в корсетах», и решил изменить положение дел, заручившись поддержкой Дэвида Валдеса, продюсера «Непрощенного». Как и в случаях со своими предыдущими лентами, Костнер решил сам исполнить одну из главных ролей, а в образе своего напарника он видел исключительно Роберта Дювалла. Как позже признался режиссер, если бы тот не согласился, фильм мог бы и вовсе не состояться. Дювалл, являющийся большим поклонником «Танцующего с волками», ответить отказом не мог. «Открытый простор» — история давних напарников, Босса Спирмэна и Чарли Уэйти, которые дают бой ненасытному землевладельцу (Майкл Гэмбон) и его банде головорезов, под чьим контролем небольшой городок погряз в грехах и коррупции. «У британцев есть Диккенс, у русских есть Толстой, а у нас — вестерны», — заявил как-то Роберт Дювалл. Желание напомнить новому поколению об этом пласте культуры — это и есть цель, казалось бы, неторопливой ленты, которая сбивает с ног сценой финальной перестрелки, одной из самых впечатляющих за последние годы.

«Предложение»
Режиссер Джон Хиллкоут, 2005

 
Австралийский режиссер Джон Хиллкоут долгие годы был одержим идеей снять вестерн, но никак не мог подобрать достойный сценарий, пока наконец не повстречал на творческом пути своего соотечественника и икону рок-музыки Ника Кейва. Заперевшись в своем доме на три недели, тот написал жесткую и мужскую историю о крепости семейных уз, человеческой слабости и хрупкости цивилизации. Угодив в руки к шерифу (Рэй Уинстон), Чарли Бернс (Гай Пирс) вынужден согласиться на предложение выследить и схватить своего психопатичного старшего брата (Дэнни Хьюстон), чтобы спасти от виселицы брата младшего (Ричард Уилсон). Под гнетущие инструментальные партии, написанные самим Ником Кейвом и его коллегой по коллективу The Bad Seeds Уорреном Эллисом, развивается история, которая, что нетипично для жанра, стирает грани между добром и злом и доказывает, что в пустынных прериях Австралии крови проливалось ничуть не меньше, чем в Америке.

«Поезд на Юму»
Режиссер Джеймс Мэнголд, 2007

 
Ремейк классического вестерна Дэлмэра Дэйвса, который, в свою очередь, основан на одноименном рассказе Элмора Леонарда. История бедного фермера Дэна Эванса (Кристиан Бэйл), который за обещанное шерифом вознаграждение в две сотни долларов соглашается сопроводить до ближайшего поезда хладнокровного преступника Бена Уэйда (Рассел Кроу). Эта непростая задача становится еще сложнее, когда выясняется, что в погоню за ними бросается шайка подельников Бена, а главным оружием бандита является талант манипулятора. Жанр оригинальной картины 1957 года многие определяют как психологический вестерн. Постановщик Джеймс Мэнголд остается верным духу первоисточника, наполняет его новым смыслом и представляет свежий взгляд на классическую историю, более близкий современному зрителю.

«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»
Режиссер Эндрю Доминик, 2007

 
Основанная на одноименном романе Рона Хансена, эта картина рассказывает о легендарном американском гангстере Джесси Джеймсе (Брэд Питт), который занимался грабежами банков и поездов и слыл самым искусным стрелком американского Юга. В 1881 году он собирает новую банду, в которую попадает юный Боб Форд (Кейси Аффлек), сразу ставший объектом насмешек, в том числе и самого Джеймса, которого Форд считает своим кумиром. Но тот и не подозревает, что новый подопечный мечтает отобрать его славу и готовит покушение. Историю Джесси Джеймса уже не раз переносили на экран. В разное время играть этого печально известного преступника приходилось Генри Фонде, Роберту Дюваллу и Колину Фарреллу. Однако новозеландский постановщик Эндрю Доминик решил подойти к материалу с новой стороны и своей целью поставил создать «мрачное и созерцательное исследование славы и позора». Боссы студии Warner Bros., в свою очередь, попросили режиссера сделать фильм более доступным, добавить в него больше экшн-сцен и значительно сократить хронометраж (одна из ранних версий длилась почти четыре часа). Но и финальная версия оказалась непростой для многих зрителей. Лента собрала в прокате лишь $ 15 млн, что в два раза уступает ее бюджету. От критиков же картина получила самый теплый прием, а Брэд Питт был удостоен приза Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Быть может, именно поэтому актер называет «Джесси Джеймса» любимым фильмом с собственным участием.

«Сукияки вестерн Джанго»
Режиссер Такаси Миике, 2007

 
Плодовитый японский режиссер Такаси Миике к 45 годам, казалось бы, попробовал свои силы во всех возможных жанрах, но одна территория все еще оставалась для него неизведанной. Хотя постмодернистский «Сукияки вестерн Джанго» и снят на английском языке, действие фильма происходит не на Диком Западе, а на еще более диком Востоке. В центре сюжета находится матерый стрелок, который заглядывает в японскую деревушку, разрываемую кровопролитной войной кланов, чтобы предложить свою помощь тем, кто готов отсыпать ему больше монет. За этой нетривиальной завязкой скрывается настоящее тематическое и визуальное безумие. Миике связал воедино «Джанго» Серджио Корбуччи, «За пригоршню долларов» Серджио Леоне, пьесу Уильяма Шекспира «Генрих VIII», всевозможные штампы из спагетти-вестернов и самурайских фильмов, запредельное количество картонного насилия, японские кавер-версии саундтрека к оригинальному «Джанго» и Квентина Тарантино, который в эпизодической роли дает Человека без имени.

«Аппалуза»
Режиссер Эд Харрис, 2008

 
Отправившись в 2005 году со своей семьей в конный поход по американскому Западу, голливудский ветеран Эд Харрис прихватил с собой свежий роман видного детективного писателя Роберта Паркера. Харрис настолько впечатлился книгой, что тут же загорелся идеей ее экранизировать, а опыт постановщика у него уже имелся. Помогать режиссеру с адаптацией сценария вызвался Роберт Нотт, один из авторов «Поллока», в качестве оператора был приглашен работавший с Кевином Костнером над «Танцующим с волками» Дин Семлер. «Аппалуза» — история двух странствующих блюстителей закона (Эд Харрис и Вигго Мортенсен), которые принимаются наводить порядок в городке, терроризируемом беспринципным владельцем ранчо (Джереми Айронс). «Коммерчески успешные вестерны последнего времени можно пересчитать по пальцам одной руки», — говорил Эд Харрис. Студия Lionsgate также держала это в уме, поэтому производство картины не раз откладывалось, пока «Поезд на Юму» и сериал «Дедвуд» не доказали, что вестерны все еще интересны зрителям. «Аппалуза» не пытается преобразить жанр, а строго соблюдает его каноны. Это крайне старомодный вестерн в лучших традициях лент «Моя дорогая Клементина» и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса».

«Хороший, плохой, долбанутый»
Режиссер Ким Чжи Ун, 2008

 
Если и можно представить себе, что фильм «Хороший, плохой, злой» встречается с «Индианой Джонсом», то происходит это точно не в пустынях Маньчжурии. Однако фантазия Ким Чжи Уна, одного из самых эксцентричных южнокорейских режиссеров, не знает границ. В адреналиновой ленте «Хороший, плохой, долбанутый» он смешивает лучшие традиции спагетти-вестернов и приключенческих фильмов и приправляет их изрядной долей юмора и издевок над восточными стереотипами. Будучи условным ремейком картины Серджио Леоне, эта лента рассказывает об охотнике за головами (хороший в исполнении Чон У Сон), печально известном убийце (плохой Ли Бен Хон) и причудливом грабителе (долбанутый Сон Кан Хо), бросающихся на поиски карты сокровищ, бороться за которую им придется не только друг с другом, но и с японской армией и китайскими повстанцами.

«Железная хватка»
Режиссеры Джоэл и Итан Коэны, 2010

 
История четырнадцатилетней, но не по годам отважной и острой на язык девчушки Мэтти Росс (Хейли Стайнфелд), которая в компании пристрастившегося к алкоголю федерального маршала по прозвищу Забияка (Джефф Бриджес) и простодушного техасского рейнджера ЛаБифа (Мэтт Деймон) отправляется на поиски убийцы (Джош Бролин) своего отца. «Железная хватка» многими ошибочно расценивается как ремейк классического вестерна 1969 года с Джоном Уэйном, однако сами братья Коэн неоднократно заявляли, что опирались исключительно на одноименный роман Чарльза Портиса. Новая экранизация действительно берет другой вектор, фокусируясь на переживаниях самой Мэтти и фирменных коэновских диалогах. Один из самых прямолинейных и цельных фильмов братьев Коэн получил 10 номинаций на «Оскар», однако ни убедительная игра Бриджеса, ни подвиги четырнадцатилетней Стайнфелд, ни виртуозная работа постоянного оператора братьев Роджера Дикинса не помогли картине завоевать ни одной награды.

«Обход Мика»
Режиссер Келли Райхардт, 2010

 
Хотя жаркие перестрелки, мужественные охотники за головами и лихие ковбои кажутся нам неотъемлемыми составляющими вестернов, независимый режиссер Келли Райхардт и героини ленты «Обход Мика» считают иначе. Сюжет этого экзистенциального антивестерна строится вокруг группы переселенцев (среди исполнителей ролей есть Мишель Уильямс, Зои Казан и Пол Дано), которые, пытаясь пересечь суровую орегонскую пустыню в сопровождении бывалого траппера Стивена Мика (Брюс Гринвуд), безнадежно заблудились и оказались на грани смерти. Неспешное повествование Райхардт непременно вызовет у части зрителей скуку, а вот остальные смогут с головой погрузиться в историю героев, разделить с ними все страхи и переживания и разглядеть мощный политический посыл.

В 2014 году поклонникам вестернов скучать не придется: на экраны выходят многообещающая лента «Джейн берет ружье» с Натали Портман и Юэном МакГрегором, датский вестерн «Спасение» с Мадсом Миккельсоном и Евой Грин, а также комедийная фантазия Сета МакФарлейна «Миллион способов умереть на Диком Западе» с Шарлиз Терон, Амандой Сайфред, Лиамом Нисоном и Нилом Патриком Харрисом.

Дата добавления: 08.01.2014 | Теги: вестерн, топ